Структура группы
Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге прежде всего как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные «ролевые ниши»; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) «расшатывание» сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей задающее энергетику групповым процессам
В этом смысле роль[3] – это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными и реализуются в данном социальном контексте. На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире.
По мере развития в группе естественным образом возникает необходимость во все новых ролях. Большинство исследователей считают, что набор ролей в целом всегда один и тот же и формируется он на самых ранних этапах жизни группы. Другие придерживаются мнения, что роли существуют в группе в латентном виде, пока не возникает специфическая для каждой фазы существования группы потребность в их реализации. Например, появление роли «всех во всем подозревающего», может быть, нужно для того, чтобы помочь членам группы определиться в том, до какой степени следует раскрывать себя перед другими и до какой степени следует от них таиться.
Существует длинный перечень стереотипных ролей, которые представляют разные способы поведения в психокоррекционных группах. Излюбленным инструментом распределения многочисленных ролей или способов группового поведения по нескольким основным измерениям был и остается факторный анализ.
Попытка Парсонса систематизации ролей:
5 основных характеристик с помощью которых можно описать любую роль:
1) Эмоциональные – одни роли требуют эмоций. Сдержанности, другие – раскованности ;
2) Способом получения – одни роли предписываются, другие завоевываются;
3) Масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта;
4) Формализацией – действие строго установленных правилах или произвольно;
5) Мотивацией – на личную прибыль, карьерный рост, общее благо и т.п.
Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены (и руководитель), имеет разработанный Робертом Бэйлзом анализ процесса взаимодействия, широко применяемый для исследования групп в лабораторных условиях и для изучения реальных психотерапевтических групп. Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в психокоррекционных группах выявили два типа функций поведения, которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. Функции решения задач представлены процессами, служащими средством достижения определенных целей. На такое достижение они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведения включают, например, внесение и принятие предложений, мнений или сведений. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом в коллективе. Они способствует возникновению взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповых целей. Соответствующие способы поведения включают дружелюбные или враждебные действия, выражение согласия или несогласия, выяснение и устранение причин напряженности или ее нагнетание.
Классификация Р. Шиндлер описал 4 наиболее встречающиеся роли и одну менее встречающуюся роль.
1. Альфа – лидер, импонирующий группе, побуждающий, программирующий и т.п.;
2. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, которые группе всегда требуются или она их высоко оценивает;
3. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность;
4. Омега – самый крайний член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха;
5. Р – противник, оппозиционер, активно выступает против лидера.
Возьмем исследование Белбина — интерес в том, что в эффективной группе выделил 8 ролей:
Председатель – человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Не обязательно творческий человек, но дисциплинированный, целеустремленный, уравновешенный.
Организатор – инициативные, легковозбудимые и наиболее влиятельные люди в группе. Могут взять на себя председательскую роль, хотя и не являются идеальными для этого. Сила – в страстном желании достичь цели. Слабость – сверхчувствительны, раздражительны, нетерпеливы.
Мозговой центр – генератор идей. Источник оригинальных идей и предложений. Большая сила воображения, ум. Минусы – невнимателен к деталям, обижается на критику, эгоцентричен.
Контролер-критик – умен, аналитичен, но не творческий человек. Сила – в скрупулезности, в умении увидеть слабые места. Способны проверить качество группового продукта. Слабость – очевидна черезмерно скептичны, убивают дух, страсть, азарт.
Исследователь (или добытчик) ресурсов. – популярен, общителен, новые идеи, контакты, усовершенствования. Минус – некритичен, плохо понимает использование ресурсов.
Трудоголики – практические организаторы всей деятельности компании. Они превращают идеи в конкретные результаты деятельности. Графики, диаграммы, планы, все на них приходиться.
Координаторы команды – сплачивают, поддерживают, выслушивают, поощряют, добиваются гармонии, согласия, не честолюбивы.
Завершители – Они проверяют детали, беспокоятся о графиках, стремятся к тому, чтобы все было доделано вовремя и в срок.
По мнению С.Кратохвила, основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.
Сплоченность группы
Под сплоченностью понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах. Курт Левин определяет сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе». Развитию сплоченности уделяется особое внимание, поскольку она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для стимулирования сплоченности используют специальные психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных положительных или отрицательных эмоций. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками. Следует помнить, что важно поддерживать динамическое равновесие между сплоченностью и напряжением, иначе группа может остановиться в своем развитии, не достигнув значимых групповых целей. Поэтому в ряде случаев сплоченность можно рассматривать как сопротивление изменениям, которое нуждается в специальном осознании и проработке.
Вачков[1] описывает групповую сплоченность как показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований (А.А.Александров, 1997; Ж.Годфруа, 1992; К.Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
2) достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
8 ) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1) возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3) неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
4) отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинга сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
Групповое напряжение
Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.
Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека — предмета агрессии).
Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.
Сплоченность группы — стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.
Групповое напряжение — побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.