+38 (067) 401-50-72 +38 (099) 60-30-140 Skype: s-v-ivanov|ivanov@teambuilding.in.ua

Веревочный курс – тренинг формирования команды. Взгляд изнутри

//Веревочный курс – тренинг формирования команды. Взгляд изнутри

«Веревочный Курс» — технология формирования команды и развития лидерства.  Она  предусматривает преодоление интеллектуальных и эмоциональных и физических  препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива.

В моем понимании, в тренинге командообразования «Веревочный курс» переплетаются четыре составляющих:

4 составляющих Веревочного курса

  1. внешняя — упражнения Веревочного курса (практика туристических игр);
  2. внутренняя (методология социально-психологического тренинга (CПТ);
  3. личность самого тренера;
  4. команда, проходящая тренинг.

Внешняя составляющая направлена в основном на формирование командного духа (Team Spirit). Она также создает предпосылки для развития оп­ределенного класса командных умений и навыков (Team Skills), которые формируются в основном методами социально-психологического тренинга.

Внешняя составляющая «Веревочного курса»

Основана на практике туристических игр. Их особенностью является наличие всех основных свойств туристического похода – активность действий, выход за рамки обычного, эмоциональные переживания, интерес, ожидание неизвестного, готовность к открытию, яркость восприятия и ощущений. По своей структуре, они являются модельными вариантами путешествий, которые начинаются в пункте «А» и заканчиваются в пункте «Б». Между этими пунктами созданы некоторые препятствия, которые имитируют различные проблемные и неопределенные ситуации.

Примеры заданий и упражнений можно посмотреть на странице «Упражнения Веревочного курса»

Упражнения носят несколько необычный характер, кроме того, они имеют несколько вариантов прохождения. Таким образом, характер предметно-практических задач, решаемых группой, кардинально отличается от всего предыдущего опыта. При вырабатывании стратегии прохождения упражнения, участники находятся в ситуации неопределенности, принятые решения не являются догмой. Мы имеем дело с ситуацией, когда каждое из решений для участников имеет равную ценность и вероятность выполнения упражнения.

Все это способствует переформированию групповой структуры и сохранению гибкости иерархии в процессе тренинга. В случае, если мы имеем дело с паритетной группой, где отсутствует формальное разделение начальник-подчиненный, активизация статусной борьбы повышает эффект тренинга. Такой эффект возникает благодаря созданию значительного потенциала для проявления участников, которые в других моментах находятся на второстепенных ролях.

При таком ведении тренеру нужно быть чутким, чтобы управлять процессами лидерства с первых минут. Особенно внимательным стоит быть, если тренинг командообразования происходит в группах с разным статусом в пределах границ и функций группы. Такие малые группы принято называть непаритетными. Классическим примером непаритетных групп являются фирмы, армейские подразделения, государственные структуры. В них существующая иерархия и структура является ключевой для формирования управляемости системы. В связи с этим любые нарушения отношений начальник-подчиненный могут плохо отразиться на реальной продуктивности команды, привести к уходу одного из членов команды. С другой стороны, допустима небольшая интервенция на уровне горизонтальных отношений, если тренер считает, что это способствует проявлению участников.

Для создания внутренней составляющей в тренинге необходим СПТ-подход.

Он выравнивает ситуацию и превращает веселые старты в тренинг формирования команды, с глубокой личностной проработкой вопросов совместной или командной деятельности. Навыки работы с групповой динамикой позволяют тренеру в полной мере реализовать учебную задачу.

Большинство упражнений построено так, что их сложно выполнить в одиночку, или это связано с серьезными физическими усилиями. Само выполнение является созданием специфического совокупного продукта, который возникает в результате конкретных предметно-практических действий участников. Они, в свою очередь, возникают благодаря целенаправленным действиям участников по согласованию усилий, которые в теории социально-психологического тренинга (СПТ) принято называть социальными действиями. Таким образом, мы имеем совокупный продукт, возникший благодаря сотрудничеству.

В «Веревочном Курсе» используются все базовые методы СПТ, к которым традиционно относят:

  • групповую дискуссию;
  • игровые методы;
  • экспириенциальные игры;
  • психогимнастические упражнения.

Дополнительно можно посмотреть статью -   Как сделать Веревочный курс полезным

Третья составляющая – это тренер.

Именно подготовленный тренер является ключевым компонентом получения результата. «Веревочный курс» требует повышенного внимания и квалификации из-за активного характера упражнений. Глубина переживаний участников также требует определенных навыков работы. Ведущий должен быть максимально чутким и понимающим состояние участника. Такие навыки приходят лишь благодаря личному опыту прохождения тренингов и опыту работы с группами, пониманию процесса групповой динамики.

Начиная с первых, психотехнических упражнений, тренер постепенно настраивает группу на необходимость более тесного сотрудничества для выполнения поставленных заданий. Постепенно повышая сложность упражнений, он увеличивает чувство сплоченности в группе.

В то же время для выполнения упражнения всей командой требуется определенный уровень межличностного или командного взаимодействия. Так, необходим достаточно высокий уровень сплоченности группы.

Курт Левин определял  сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. Наиболее удачное с моей точки зрения определение сплоченности дал С. Кратохвил: взаимное тяготение членов группы друг к другу.

Такие упражнения являются основным инструментом создания командного духа (team spirit). Именно командный дух, а точнее повышение уровня сплоченности  является первой задачей тренера. Сплоченность здесь выступает и как цель тренинга, и как необходимое условие успешной работы.

Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Общий эмоциональный фон, созданный при коллективной победе, и преодолении отдельных упражнений является залогом формирования чувства сплоченности в команде. Благодаря прохождению низких упражнений в группе формируются навыки выработки, принятия и реализации решений.

Высокие  упражнения проходят на высоте более 10 метров с использованием специального снаряжения. Упражнения направлены на формирование чувства эмоционального единства с командой, а также на визуализацию персональной либо командной цели. При поддержке команды, участники преодолевают чувства страха. Благодаря этому включаются внутренние механизмы, которые способствуют значительному расширению внутреннего потенциала участников.

«Веревочный курс» относится к разряду неструктурированных тренингов и требует значительного умения работать с групповой динамикой.  Преимущество тренера состоит в том, что он постоянно учится работать с группой. С помощью компоновки экспириенциальных игр и активных упражнений можно создавать программы разной направленности – на развитие определенных ресурсов и/или способностей группы, на внедрение ценностей или стандартов групповой работы, на формирование навыков, на создание яркого опыта успешной совместной работы и т.д.

Таким образом, открытая структура позволяет тренеру, в зависимости от конкретной учебной задачи и развития групповой динамики, свободно акцентировать внимание на предметно-практических либо социальных действиях.

Пересечение туристического подхода и подхода СПТ также можно найти в самой специфике упражнений. Упражнение «Стена» по высоте равняется 4 метрам 20 сантиметрам. Это значительно больше, чем человек может преодолеть самостоятельно без подручных средств. В то же время, при работе в команде, это упражнение выполняется достаточно быстро. Таким образом, на основе согласованности действий, мы приходим к совокупному продукту, намного большему, чем продукты каждого отдельного участника команды. Высота упражнения и некий «экстрим» его выполнения создают у участников реальные ощущения преимущества совместной деятельности. За счет постоянного использования упражнений, выполнение которых в одиночку является невозможным, тренер формирует у участников ощущение эффективности совместных действий, которые приводят к результатам недостижимым для индивида.

Команда.

Очень много зависит от нее. Можно сказать, что все и даже больше. Какой совершенной не была бы технология, выдающийся гений-тренер, точно подобранные упражнения, НО:

Если команда не готова, не хочет, саботирует, не проявляет личностное отношение,  скрывает внутренние конфликты , не хочет анализировать, не собирается  меняться, не готова следовать правилам, сопротивляется тренеру…

Команда может помогать, так и искажать. Создавать что-то или разрушать, и тогда деньги заказчика потрачены даром.

Что означает готовность команды? Доброжелательность  и готовность поддерживать. Например, все тоже упражнение «Стена». Женщина 45 лет, вес 75 кг лезет на стенку. Команда должна быть готова не хихихнуть над ее неловкой позой. Должна быть готова страховать, если она будет падать. Должна быть готова, если она на моменте стремления к вершине, разочаруется, поддержать ее и приободрить. Должна быть готова преобразовать ее страх в понимании ситуации, и сказать ей — да ты испугалась, и это нормально, у тебя есть страх...

Это на самом деле делает команда.

Сама методика применения тренинга, делает «Веревочный курс» эффективным инструментом работы с персоналом компаний, группами людей. Отсутствие жесткой структуры и полифунциональность упражнений создают возможность применять его для обучения участников самым разнообразным жизненно-важным  коммуникативным навыкам.

Оставить комментарий