+38 (067) 401-50-72 +38 (099) 60-30-140 Skype: s-v-ivanov|ivanov@teambuilding.in.ua

Веревочный курс глазами наблюдателя

//Веревочный курс глазами наблюдателя

Мне, как психологу и начинающему бизнес-тренеру роль наблюдателя далась нелегко. С одной стороны, мной двигал живой интерес посмотреть, как работают профессионалы, с другой – человеческое желание получить пользу по максимуму при общей физической усталости от дальней поездки.

Польза наблюдательского опыта неоценима. Можно разбирать теоретически положения, инструкции и затруднительные ситуации, но, только наблюдая за процессом работы и ее организацией, можно понять, как теория внедряется в практику.

Конечно, желательно самому побывать в роли участника, чтобы четче понимать, что происходит с личностью во время прохождения испытания. Тем не менее, только в качестве наблюдателя можно увидеть все тонкости процесса и примерить на себя роль ведущего. Да и свои ошибки не так заметны, они осознаются только тогда, когда обнаруживаешь их у других или наоборот, не обнаруживаешь таковых.

Неожиданным оказалось то, что у наблюдателя существует ряд правил, нарушать которые строго возбраняется. Эти правила, по сути, психологически грамотны, и, видимо, проверены временем. Попытки нарушить правила должны пресекаться старшими коллегами, иначе наблюдатель превращается в субъект наблюдения и негативно влияет на процесс. Итак.

 Правила наблюдателя за веревочным курсом

  • Наблюдатель должен быть облачен в такую же форму, как и инструктора-тренеры, чтобы не выделяться и не выглядеть посторонним.
  • Наблюдатель должен стоять на безопасном расстоянии, с которого он все видит, но его не видно. При этом нежелательно специально прятаться, к примеру, за дерево, чтобы не выглядело как шпионаж.
  • Наблюдатель должен наблюдать опосредовано, не заглядывать людям в глаза и не устанавливать с ними визуальный контакт.
  • Наблюдателю нельзя делать какие-то заметки в блокноте, чтобы не сочли, что он оценивает кого-то.
  • Если наблюдатель заметил, что кто-то из команды смотрит на него, значит, следует отойти подальше.
  • Наблюдателю нельзя наблюдать сидя, чтобы не привлекать внимание стоящих участников.
  • Наблюдателю не рекомендуется снимать видео и фотографировать или делать это очень осторожно, зная те моменты, когда снимать запрещено.
  • Наблюдателю нежелательно разговаривать по телефону, делать какие-то лишние движения.

Идеальный наблюдатель – это тот, кто не мешает команде проходить испытание.

Идеальный наблюдатель – это еще одно дерево в ближайшем окружении команды.

И все-таки наблюдатель не просто наблюдает, в его голове ведется сосредоточенная умственная работа по перевариванию и усвоению чужого опыта с целью преобразования его в свой.

Он следит за работой тренера, его отношением к своей роли как тренера, за работой команды в целом, групповой динамикой и поведением отдельных членов команды. Перед его глазами группа «растет», становится более осознанной и сплоченной.

Саморефлексия наблюдателя

На мой психологический взгляд, для саморефлексии наблюдателя полезно задаваться такими вопросами:

  • Насколько органично взаимодействие тренера с группой?
  • Стиль управления командой?
  • Насколько четко дается инструкция тренером?
  • Как воспринимается поведение тренера?
  • Есть ли обратная связь от участников?
  • Момент нарастания сопротивления группы?
  • Момент спада напряжения?
  • Степень усталости участников процесса?
  • О чем свидетельствуют невербальные сигналы участников?
  • Насколько безопасно выполнение упражнения?
  • Насколько команда согласована в действиях?
  • Как проявляет себя команда с тренером и без тренера (во время перерыва)?
  • Ко всем ли членам команды прислушиваются?
  • Есть ли в группе аутсайдеры?
  • Было ли повышение их значимости для команды?
  • Как был использован лидерский потенциал отдельных участников?
  • Поведение тренера в споре, конфликте?
  • Особо значимые моменты для группы
  • Сравнение: состояние группы в начале тренинга и в конце тренинга?
  • Состояние тренера в начале работы и в конце?
  • Что было особенно важным для меня, как тренера?
  • Какие ошибки допускал тренер?
  • Как эти ошибки перекликаются с моими?
  • Что мне понравилось больше всего?
  • Чему я научился в ходе наблюдения?
  • Мои пробелы в знаниях?
  • Что я впредь буду учитывать при работе в своей группе?
  • Какие вопросы у меня возникли?
  • Чему мне еще нужно научиться?
  • Каким образом мне повышать свою компетентность в дальнейшем?

В идеале ответы на вопросы лучше записать, чтобы вернуться к ним через некоторое время, ведь память с каждым днем стирает полученную информацию, как вариант – сделать аудиозапись.

Веревочный курс – тяжкий труд

Работа «веревочников» не проста, как может показаться с виду. Часть необходимого оборудования тяжеловесная, на его установку нужно много времени и мужская физическая сила. Неудивительно, что веревочный курс – недешевое удовольствие для заказчиков, ведь вместе со снаряжением и арендой значительного участка природного ландшафта требуется и укрытие, и туалеты, и транспорт, и обслуживающий персонал.

В обязательном порядке присутствует врач, который готов оказать первую медицинскую помощь, он дает рекомендации по каждому участнику согласно его состояния здоровья. В целом, задействовано более 10 человек для того, чтобы веревочный курс удался.

Весь день провести «на ногах», при этом без отдыха и практически без перекуса в напряженной моральной обстановке – под силу только людям физически и психически выносливым. Здесь расслабляться нельзя, работа есть работа. И если еще учесть кусающих комаров и жару, несмотря на тень, то работа выглядит изнуряющей.

Хотя по команде работающих в «Школе тимбилдинга» нельзя было сказать, что они как-то страдают. С небывалым задором и оптимизмом они успевали не только выполнять свою работу, но и отвечать на вопросы наблюдателей, помогать друг другу в случае необходимости. Еще бы – команда, которая обучает быть командой, не может таковой не являться.

В конце тренинга по традиции происходит обсуждение результатов работы тренерского состава и заказчика. Это очень трудоемкий процесс, по крайней мере, длительный, так показалось мне, как стороннему человеку. (Здесь уже «наблюдать» было нельзя, ведь речь идет о конфиденциальной информации). Много времени для обсуждения – много информации для размышления руководства и тренеров. И в этом преимущество работы в единой команде, когда есть солидарность и нацеленность на результат, поэтому заказчик этот результат получает.

С уважением,  Ponomarenko

Людмила Пономаренко

Оставить комментарий