Мне, как психологу и начинающему бизнес-тренеру роль наблюдателя далась нелегко. С одной стороны, мной двигал живой интерес посмотреть, как работают профессионалы, с другой – человеческое желание получить пользу по максимуму при общей физической усталости от дальней поездки.
Польза наблюдательского опыта неоценима. Можно разбирать теоретически положения, инструкции и затруднительные ситуации, но, только наблюдая за процессом работы и ее организацией, можно понять, как теория внедряется в практику.
Конечно, желательно самому побывать в роли участника, чтобы четче понимать, что происходит с личностью во время прохождения испытания. Тем не менее, только в качестве наблюдателя можно увидеть все тонкости процесса и примерить на себя роль ведущего. Да и свои ошибки не так заметны, они осознаются только тогда, когда обнаруживаешь их у других или наоборот, не обнаруживаешь таковых.
Неожиданным оказалось то, что у наблюдателя существует ряд правил, нарушать которые строго возбраняется. Эти правила, по сути, психологически грамотны, и, видимо, проверены временем. Попытки нарушить правила должны пресекаться старшими коллегами, иначе наблюдатель превращается в субъект наблюдения и негативно влияет на процесс. Итак.
Правила наблюдателя за веревочным курсом
- Наблюдатель должен быть облачен в такую же форму, как и инструктора-тренеры, чтобы не выделяться и не выглядеть посторонним.
- Наблюдатель должен стоять на безопасном расстоянии, с которого он все видит, но его не видно. При этом нежелательно специально прятаться, к примеру, за дерево, чтобы не выглядело как шпионаж.
- Наблюдатель должен наблюдать опосредовано, не заглядывать людям в глаза и не устанавливать с ними визуальный контакт.
- Наблюдателю нельзя делать какие-то заметки в блокноте, чтобы не сочли, что он оценивает кого-то.
- Если наблюдатель заметил, что кто-то из команды смотрит на него, значит, следует отойти подальше.
- Наблюдателю нельзя наблюдать сидя, чтобы не привлекать внимание стоящих участников.
- Наблюдателю не рекомендуется снимать видео и фотографировать или делать это очень осторожно, зная те моменты, когда снимать запрещено.
- Наблюдателю нежелательно разговаривать по телефону, делать какие-то лишние движения.
Идеальный наблюдатель – это тот, кто не мешает команде проходить испытание.
Идеальный наблюдатель – это еще одно дерево в ближайшем окружении команды.
И все-таки наблюдатель не просто наблюдает, в его голове ведется сосредоточенная умственная работа по перевариванию и усвоению чужого опыта с целью преобразования его в свой.
Он следит за работой тренера, его отношением к своей роли как тренера, за работой команды в целом, групповой динамикой и поведением отдельных членов команды. Перед его глазами группа «растет», становится более осознанной и сплоченной.
Саморефлексия наблюдателя
На мой психологический взгляд, для саморефлексии наблюдателя полезно задаваться такими вопросами:
- Насколько органично взаимодействие тренера с группой?
- Стиль управления командой?
- Насколько четко дается инструкция тренером?
- Как воспринимается поведение тренера?
- Есть ли обратная связь от участников?
- Момент нарастания сопротивления группы?
- Момент спада напряжения?
- Степень усталости участников процесса?
- О чем свидетельствуют невербальные сигналы участников?
- Насколько безопасно выполнение упражнения?
- Насколько команда согласована в действиях?
- Как проявляет себя команда с тренером и без тренера (во время перерыва)?
- Ко всем ли членам команды прислушиваются?
- Есть ли в группе аутсайдеры?
- Было ли повышение их значимости для команды?
- Как был использован лидерский потенциал отдельных участников?
- Поведение тренера в споре, конфликте?
- Особо значимые моменты для группы
- Сравнение: состояние группы в начале тренинга и в конце тренинга?
- Состояние тренера в начале работы и в конце?
- Что было особенно важным для меня, как тренера?
- Какие ошибки допускал тренер?
- Как эти ошибки перекликаются с моими?
- Что мне понравилось больше всего?
- Чему я научился в ходе наблюдения?
- Мои пробелы в знаниях?
- Что я впредь буду учитывать при работе в своей группе?
- Какие вопросы у меня возникли?
- Чему мне еще нужно научиться?
- Каким образом мне повышать свою компетентность в дальнейшем?
В идеале ответы на вопросы лучше записать, чтобы вернуться к ним через некоторое время, ведь память с каждым днем стирает полученную информацию, как вариант – сделать аудиозапись.
Веревочный курс – тяжкий труд
Работа «веревочников» не проста, как может показаться с виду. Часть необходимого оборудования тяжеловесная, на его установку нужно много времени и мужская физическая сила. Неудивительно, что веревочный курс – недешевое удовольствие для заказчиков, ведь вместе со снаряжением и арендой значительного участка природного ландшафта требуется и укрытие, и туалеты, и транспорт, и обслуживающий персонал.
В обязательном порядке присутствует врач, который готов оказать первую медицинскую помощь, он дает рекомендации по каждому участнику согласно его состояния здоровья. В целом, задействовано более 10 человек для того, чтобы веревочный курс удался.
Весь день провести «на ногах», при этом без отдыха и практически без перекуса в напряженной моральной обстановке – под силу только людям физически и психически выносливым. Здесь расслабляться нельзя, работа есть работа. И если еще учесть кусающих комаров и жару, несмотря на тень, то работа выглядит изнуряющей.
Хотя по команде работающих в «Школе тимбилдинга» нельзя было сказать, что они как-то страдают. С небывалым задором и оптимизмом они успевали не только выполнять свою работу, но и отвечать на вопросы наблюдателей, помогать друг другу в случае необходимости. Еще бы – команда, которая обучает быть командой, не может таковой не являться.
В конце тренинга по традиции происходит обсуждение результатов работы тренерского состава и заказчика. Это очень трудоемкий процесс, по крайней мере, длительный, так показалось мне, как стороннему человеку. (Здесь уже «наблюдать» было нельзя, ведь речь идет о конфиденциальной информации). Много времени для обсуждения – много информации для размышления руководства и тренеров. И в этом преимущество работы в единой команде, когда есть солидарность и нацеленность на результат, поэтому заказчик этот результат получает.
С уважением,
Людмила Пономаренко