Процентов девяносто входящих звонков звучит так: «Мы хотим заказать тимбилдинг». Когда я начинаю уточнять, что все таки Вы хотите? что Вы понимаете под тимбилдингом?, большинство ответов попадает в список:
- хотим познакомиться:
- у нас добавилось новые сотрудники;
- подразделения находятся в разных офисах (городах) и общаемся в основном по телефону;
- каждый год выезжаем на шашлыки, решили совместить «приятное» с «полезным»;
- хотелось бы повысить лояльность к компании;
- усилить влияние корпоративных ценностей, презентовать «Корпоративную книгу»;
- улучшить неформальные отношения и объединить вокруг общей идеи;
- собираем сотрудников из разных регионов для проведения конференции/собрания, хотим наладить личные связи и готовность помогать друг другу;
- убрать конфликт между «старичками» и «молодыми». Хотим чтобы «старички» активно делились знаниями;
- запускаем новый проект — необходимо сплотиться и успешно стартовать;
- для лидерских программ:
- подзарядить. «Экватор» перешли и люди подустали;
- сделайте хоть Вы что-нибудь с ними. Не команда, а ... Можете мочить.
- обратите внимание на ..., направлены на себя, покажите им, что вокруг есть тоже люди, и без них они не смогут .
Список можно продолжать. Но все выше перечисленные запросы к «тимбилдингу» (teambuilding — создание команды) не относятся. Происходит подмена понятий. Все выше перечисленное относится к задачам по укреплению командного духа (team spirit).
В этой статье, я разложу обобщающее слово тим билдинг, на три составляющие:
- Teambuilding (формирование команды);
- Team spirit (командный дух);
- Team skills (навыки командной работы).
Teambuilding
Формирование команды (teambuilding – создание команды) — действия по подбору персонала. Функционально-ролевое распределение участников, и проведение оптимизации структуры команды.
Задачи:
- поиск и найм персонала, интеграция новых сотрудников в команду;
- создание структуры, и переформирование ее при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
- функционально-ролевое распределение в команде для оптимального достижения результатов;
- эффективное использование сильных сторон членов команды;
- оптимизация организационными методами горизонтальных связей между подразделениями и внутри коллектива.
Инструменты:
Используются технологии поиска и рекрутинга персонала. Проведение собеседований, конкурсов, ассессмента, интервью, тестирование...
При формировании управленческих команд можно использовать функциональную модель Адизеса.
При формировании проектных команд распространена модель командных ролей по Белбину.
Team spirit
Командный дух (team spirit) — готовность к сотрудничеству в рамках команды, чувство единства и поддержки, взаимодоверие и взаимоуважение. «Моральный климат» в организации. Поведение участников команды по отношению друг к другу, к руководителю, к другим сотрудникам/командам/компаниям.
F16
Задачи:
- понимание индивидуальных особенностей и приращение степени принятия друг друга;
- улучшение доверия между членами команды;
- усиление чувства сплоченности;
- формирование неформальных отношений между сотрудниками, полезных для компании ;
- стремление оказывать коллегам и принимать от них помощь;
- возникновение опыта результативных совместных действий;
- увеличение мотивации на совместную работу;
- продвижение авторитета руководителя;
- развитие лояльности сотрудников к организации;
- создание яркой совместной истории (формирование корпоративной легенды), усиливающей понимание и приятие философии/корпоративной культуры компании.
Инструменты:
Можно отнести корпоративные праздники, совместный активный отдых, проведение конференций. Прохождение «Веревочного курса», активных программ, квестов. Создание корпоративной легенды, историй, баек, анекдотов. Издание печатной или электронной корпоративной газеты/листовки, ведение внутреннего форума, блога. Использование корпоративной символики.
Team skills
Тeam skills — формирование и развитие навыков командной работы, повышающих эффективность и результативность.
Навыки:
- согласования личных целей с общей целью команды/компании;
- конструктивного общения и умения вести переговоры;
- планирования и проведения эффективного собрания;
- принятия единого командного решения и его согласования с членами команды;
- ситуационного лидерства (лидерство под задачу), гибкого изменения стиля в соответствии с ситуацией и особенностями задачи;
- конструктивного взаимодействия и самоуправления;
- разрешения конфликтов;
- продуктивного использования сильных сторон состава команды, с учетом особенностей их ролевого поведения;
- создания процедур и стандартов взаимодействия;
- формирования организационной рамки и ее соблюдения;
- принятия ответственности за результат команды.
Инструменты:
Проведение разнообразных тренингов, воркшопов, мозговых штурмов, open space. Это относится к любой совместной деятельности, где есть командное взаимодействие, с обязательной рефлексией полученного опыта. С пониманием, каким образом полученные уроки можно и нужно применять в рабочей ситуации. Очень важно после тренинга, прописать программу внедрения и закрепления полученных навыков.
Используются командные коуч-сессии по формированию организационной рамки, прописанию стандартов взаимодействия, закреплению структуры проведения собраний и совещаний,...
Надеюсь, я подсказал Вам что можно будет ответить на вопрос: «А что Вы подразумеваете под тим билдингом?». :)
P.S. Возможно, общаясь с Вами, мы этот список дополним.