В данной статье мы затронем одну из любимых тем в тимбилдинге: правила и конструирование упражнений.
ПРА́ВИЛО — в простейших случаях это предложение вида: (при таких-то условиях) разрешается (или требуется) совершить (или не совершить) такое-то действие (или поступок, т.е. действие или бездействие). Эти «простейшие П.», или предписания, называются, соответственно, разрешениями или требованиями (приказаниями); требование не совершить поступок наз. запрещением этого поступка. (Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.).
Правила упражнения – это указания относительно того, как должно и как не должно выполнять упражнения. Правила создают структуру игры, в которую собираются играть участники. Подходя к заданию, группа еще не знает, что делать. Она видит веревку или бревно, цепь или лабиринт. Группа не знает, что нужно делать, ей нужна помощь тренера, придумавшего препятствие, которое будет пройдено группой с оптимальным напряжением сил.
Слишком легкое препятствие не создает напряжения сил и не чаще всего не приносит радости при победе. Легкое препятствие в большинстве случаев лишено смысла, так как не выполняет основную цель программы – улучшении посредством напряжения группы. Ведь настоящим чемпионом себя чувствует лишь команда, преодолевшая на пути к победе самых сложных и коварных оппонентов.
Слишком сложное упражнение также лишено, в большинстве случаев, смысла. Группа зависает на упражнении, теряет энергию, волю к его выполнению, в группе развиваются конфликты и демотивация. Порой тренер может организовать сложное упражнение, чтобы управлять групповыми процессами, подстегнуть группу к развитию, создавать контрасты, определенные сложности. Здесь главное не «пересолить сложностями», не ввести группу в состояние неудачи.
Регулировать сложность упражнения тренеру помогают правила. В рамках одного упражнения могут быть основные правила – единые для всех модификаций одного упражнения. Они также могут варьироваться, меняться в зависимости от задачи и уровня сложности, который нужно создать группе.
В целом, правила нужны, чтобы:
- Создать коллизию, суть ситуации, в которой находятся участники. Правила также могут содержать описание игровой цели упражнения:
«Два бревна образуют линии-берега болота. Пункт А и пункт Б. На болоте есть кочки.» (Описание упражнения)
«Всей командой переправиться из пункта А в пункт Б, перемещаясь по жердям и кочкам». (Игровая Цель).
- Описать возможности с ограничениями, которыми участники должны руководствоваться во время упражнения:
«В вашем распоряжении есть 2 жерди». (Возможность/Ресурс)
«Жерди перемещаются только по направлению их пункта А в пункт Б» (Риск/Ограничение)
- Описать технику безопасности:
«Запрещено касаться веревки голыми руками» (Упражнение «Маятник» — Одновременно и ограничение и безопасность).
- Описать условия выигрыша/проигрыша:
«Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется на земле в пункте Б» (Win!!!)
Или
«В случае нарушения, вся команда возвращается в пункт А и выполняет упражнение заново» (LOOSE!!!)
- Описать схему выполнения задания:
«Участник входит в лабиринт и наступает на ячейку. Если ячейка разминирована, участник может идти во 2 ряд».(Упражнение «Минное поле»)