Не так давно нам подбросили интересную философскую идею. Каждый человек живет по определенному, заложенному глубоко в систему ценностей сценарию. Основные сценарии, в целом, похожи друг на друга и известны в обществе под видом мифов.

Есть, например путь героя, который должен пройти множество испытаний, чтобы в конце спасти мир. Есть путь мудреца и правителя.

Ради интереса мы спросили себя о Пути Тренера, о том, что должен сделать в своей жизни человек, чтобы стать тренером.

Путь тренера – это поиск наставника. Тренер передает знания, навыки, систему ценностей. Знания и навыки в этой триаде – относительно простые категории, их легко взять из книг и пособий. С системой ценностей и методикой преподавание сложнее. Они могут быть лишь поняты учеником, стремящимся стать тренером.

Грамотный наставник может показать, разъяснить, направить. Наставник покажет путь, по которому тренер пройдет. Наставник значительно сокращает путь, по которому идет тренер.

Как выбирают наставников? Это всегда сложный процесс. Он чем-то похож на возникновение любви. Как будто искра пробежала, и ты понимаешь, что у этого человека хочется учиться. Причем, на первый взгляд, он может не понравится. Он может быть эксцентричен, грубоват, слишком критичен или насмешлив, авторитарен или наоборот слишком мягок. С теми людьми, которые меня воспитывали и учили быть тренером, мне было не слишком комфортное первые полгода-год. Правда.

Выбирают наставника чаще всего сердцем. Вам просто нравится то, что они делают, и Вы хотите научиться делать так же. Он делает нечто такое, чему Вы хотите научиться, добивается результата способами, которые Вы даже не в силах понять.

Иногда он даже может показывать чудеса. Для меня таким чудом стала способность в учебной беседе за 3 минуты раскрыть собеседника, которого я «пилил» минут 30.

«Нравится» должно иметь определенный срок давности, вызреть, перейти в спокойное состояние. «Нравится» как восторг, как страсть может уйти так же быстро, как и пришло. Лучше выбирать того, кто продолжает нравится, когда страсть уже давно прошла и сменилась спокойным уважением.

А еще наставника выбирают мозгами. Стоит так же поинтересоваться, кого ваш наставник уже научил. А затем пообщаться, посмотреть этих людей в работе. Дело в том, что индивидуальное мастерство тренера и его способность эффективно вести группу еще не означает его способность научить ведению другого человека. Поэтому имеет смысл перестраховаться.

Также лучше оценить специализацию вашего наставника. Все-таки каждый специалист заточен под конкретную задачу или группу задач. Этот тренер хорош в коммуникации, другой – отличный модератор, третий называет себя мотивационным спикером.

Наставник, это скорее учитель, который раскрывает секреты мастерства, формирует Ваше тренерское мировоззрение. И тем не менее, его реальная работа должна быть близка к тому, что планируете делать Вы.

Моим наставником стал человек, который в первую очередь, по моему мнению, является не тренером, а психотерапевтом. На выходе из меня получается тренер с рядом навыком психотерапевта. Выбирая наставника, убедитесь, что его навыки будут Вами востребованы.

Наставник – это не только учитель, но и Учитель. Это человек, который своим поведением в жизни олицетворяет то, чему он учит.

Он учит уважению? А сам уважает? Не в тренинге, а в жизни? Соседей, друзей, учеников, участников группы? Кто они для него: люди или кошельки? Такая проверка может показаться слишком сложной, однако она стоит того. Иначе рискуете поймать себя на плохих-плохих привычках, которые собезьянничали со своего наставника.

Наставник не обязан вас учить. Он может отказать и отказаться. В первом случае вы получите вежливый отказ. Во втором случае Вам просто не будут отвечать на Ваши вопросы. Вернее отвечать-то будут, но без толку. Методику преподавания и глубинную систему ценностей, мудрость, если хотите, нельзя подсмотреть. Если наставник не захочет передать ее сам, научиться будет крайне долго и крайне сложно. Так что ищите тех, с кем Вам удастся договориться.

Мой путь.

?????? ??????

В конце статьи я точно хочу поблагодарить несколько человек. Первым моим наставником стал Сергей Иванов. Он был первым тренером, с которым я столкнулся лицом к лицу.

Мой брат, который работал с Сергеем на одной работе, предложил посмотреть на психологов, которые работают в лесах. В первый же день Сергей предложил мне, как возможному кандидату в тренеры, совершить свой «Полет к мечте». Пришлось прыгнуть на планку, которая находилась в 15 метрах над землей, попутно объяснив Сергею во всех красках все свои мысли по данному поводу.

Сергей устроил жесткую школу в первый год моего обучения. Первую программу я провел лишь через год после начала обучения. На сегодняшний день Сергей научил уже более десятка тренеров. Для некоторых из них, тренерство стало основной профессией (как и для меня). Еще большее количество пришло к нему, уже будучи тренерами, для получения недостающих навыков. Меня Серега не перестает удивлять уже 12 лет.

Вторым человеком, который учил меня быть тренером, стал Андрей Дружинин – директор Киевской Ассоциации Практикующих Психологов и Психотерапевтов и один из лучших тренеров нашей страны. Он воспитал несколько десятков специалистов, которые ныне в статусе директоров по обучению и тренеров возглавляют собственные компании, отделы обучения банков и страховых компаний, строительных магазинов общенациональной сети.

Последние 9 лет Андрей является для меня образцом внимательности, глубины мысли, нравственности и естественности. Андрей Михайлович поражает своей способностью создавать процедуры, которые не выделяются из контекста обучения.

Помню, диалог, в котором мне как-то довелось поучаствовать:

-Андрей, а можешь объяснить, что такое парафраз?

-Парафраз?

-Да, техника углубления контакта.

-Углубления контакта?

-Да, вспомни, ты нас учил.

-Я вас учил?

-Так, стоп……

Вот так, непринужденно, меня учили делать процедуры неадминистративными, а естественными и встроенными в контекст обучения.

 

Дмитрий Савинов, Константин Щур и Ксения Тимофеева – эти три человека учили и учат меня до сих пор человечности. Я по характеру – энциклопедист, методист и зануда. Знаю больше схем и технологий, чем все мои наставники вместе взятые. Дима, Костя и Ксения учат меня делать свое дело просто, искренне и с огромной любовью.

В последнее время в моей тренерской жизни появилось много новых людей. Обычно это ученики наших тренерских школ, которые мы проводим с определенной периодичностью. Попадая к нам на обучение, люди остаются вместе с нами, растут и развиваются. Сначала они учатся у нас. Затем мы начинаем учиться у них.

Желаю всем читателям этой статьи начать учиться у тех, кого вы сами вырастили и научили.

Виталий  Белов

Школа тренера активных teambuilding-программ

Trusted by some of the biggest brands

spaces-logo-white
Тимбилдинг. Офисная регата.
hemisferio-logo-white
cglobal-logo-white
abstract-logo-white

We’re Waiting To Help You

Get in touch with us today and let’s start transforming your business from the ground up.