Упражнение «Веревочного курса» — Приседушки.
Это одно из классических упражнений разминки. Оно состоит из нескольких частей (обычно, трех). Первая часть выполняется в парах, вторая — в четверках или пятерках, заключительная — всей группой.
Первая часть упражнения (в парах) для большинства участников оказывается упражнением «на доверие»: для того чтобы встать самому, надо сделать так, чтобы встал твой партнер. Ниже приводится стенограмма вводной в первую часть упражнения:
«Найдите себе партнера. Пусть это будет новый партнер. Встаньте лицом друг к другу. Внимательно слушайте инструкции. Задание следующее: взявшись за руки, касаясь носками носков своего партнера, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками носков своего партнера, одновременно сесть и одновременно встать. Вперед!»
Следите за тем, чтобы пары не стояли слишком близко друг к другу. Осмотрите площадку, куда будут садиться участники на предмет неровностей (ямы, кочки), посторонних предметов (шишки, корни деревьев) или препятствий (стена, дерево и т.д.). Возможно, стоит обратить внимание участников на безопасность («Прежде чем вы начнете, посмотрите куда вы будете садиться»). Как инструктору, Вам необходимо постоянно держать всю группу в фокусе и быть готовым страховать (причем, одновременно несколько пар).
Если некоторые участники не садятся на пол, а приседают на корточки, можете сделать следующее:
- громко сообщить всей группе, что «сесть — означает сесть попой на землю»;
- спросить у участников, как они будут понимать слово «сесть» и в чем они видят разницу между «сесть» и «присесть», и предложить прийти к общему пониманию и согласию;
- принять происходящее и не вмешиваться и т.д.
Если пара выполнила задание и находится в некоторой растерянности по поводу того, что делать дальше, Вы можете:
- предложить им сделать это еще пару раз («Что делать дальше? А вы получили удовольствие? [Нет] Тогда получите! или [Да] Отлично! Тогда можно сделать еще пару раз.»):
- начать вовлекать их в групповое взаимодействие — страховать, поддерживать, предлагать новые варианты и т.д. («У вас получилось? Отлично! А как дела у остальных?»).
Прежде чем переходить к следующей части убедитесь, что каждая пара выполнила задание (или, по крайней мере, считает что выполнила).
Следующая часть упражнения (в четверках) является скорее «повторением и закреплением пройденного». Участники делятся друг с другом опытом «как это было», достаточно быстро договариваются и получают результат. Ниже приводится стенограмма вводной:
«Теперь объединитесь в три группы: четыре, четыре и пять человек. Задание то же самое: взявшись за руки, касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: взявшись за руки, касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Вперед!»
Здесь вы можете быть более требовательными по отношению к результату с точки зрения «одновременности» («Вы выполнили задание? Было ли это одновременно? Придите к согласию.»). Продолжайте работать над вовлечением участников в групповое взаимодействие.
Вопросы касающиеся безопасности те же, что и в предыдущей части. Если в группе есть люди, вызывающие у вас опасения (например, явно более слабые, или с избыточным весом, или сообщившие о какой-то травме и т.д.) — не упускайте их из виду, старайтесь находиться поближе в момент «одновременно сесть» и будьте готовы подстраховать голову и спину.
И, наконец, последняя часть. Вариант вводной:
«Кто уже догадался, что будет дальше? Верно, теперь все вместе. Задание то же самое: касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Еще раз: касаясь носками носков своих соседей справа и слева, одновременно сесть и одновременно встать. Вперед!»
Первое, что обычно делают участники — пробуют воспользоваться го товым решением, полученным в предыдущих частях: встают в круг, берутся за руки и садятся на «три-четыре». Одни группы после первой пары попыток понимают, что прошлый опыт здесь «не работает» и начинают искать новое решение. Другие группы могут потратить до получаса делая одно и то же с незначительными вариациями. Ваша задача — обеспечить безопасность.
Обычно в группе выделяются несколько человек, которые начинают руководить процессом (по очереди или одновременно). Ваша задача в это время держать свои глаза и уши широко раскрытыми — способы проявления тех или иных участников, их действия, стратегии и выборы могут послужить отличным поводом для обсуждения после упражнения. Кроме того, Вы можете использовать их же собственные слова для того, чтобы управлять процессом и направлять его в нужную сторону (если Вы посчитаете это полезным). Ну и наконец, Вам нужно хорошо представлять себе ситуацию: атмосфера в группе может сильно накалиться (особенно, если у этих участников уже были прошлые отношения).
Поиск новых решений обычно ведется по следующим направлениям: по-другому взяться за руки, по-другому садиться и поменять расположение. Рассмотрим подробнее различные варианты решения и проанализируем их с точки зрения безопасности.
Рассмотрим направление «по-другому взяться за руки». Итак, группа стоит в круге лицом в центр. Участники могут:
- взяться за руки с ближними соседями, круг максимально широкий. Приходится очень широко расставлять ноги — неудобно, неустойчиво. Когда группа садится, круг становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает.
- взяться за руки с ближними соседями, круг максимально тесный. Руки не натянуты, а значит нет опоры друг на друга. Пытаются садиться и вставать самостоятельно — мешают друг другуи все равно не получается одновременно.
- сцепиться локтями с ближайшими соседями. Когда группа садится, круг становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает.
- взяться за руки через одного за спинами друг друга. Когда группа садится, круг становится шире — больно держаться, цепочка почти наверняка рвется, кто-то падает.
- взяться за руки через одного/двух внутри круга. Наиболее приемлемый способ. Работает всегда. Опасность связана с возможным заваливанием при вставании.
Обратите внимание, если Вы не скажете, что участники должны встать в круг, то появляется еще два красивых и безопасных способа решения:
- участники встают в два круга (внешний лицами в центр и внутренний лицами к внешнему) и каждый берет за руки двух человек на против;
- участники встают в две шеренги лицом друг к другу;