+38 (067) 401-50-72 +38 (099) 60-30-140 Skype: s-v-ivanov|ivanov@teambuilding.in.ua

Как завоевать статус лидера на совещаниях?

//Как завоевать статус лидера на совещаниях?

Тот, кто много говорит, имеет высокий статус в группе

Человек, который станет лидером группы, определяется еще на самой ранней стадии формирования группы. От лидера ожидают особого участия в жизни группы и большого внимания к процессу взаимодействия членов группы. Участие в публичных выступлениях, особенно в начальной фазе формирования группы, считается показателем претензии на лидерство. Это значит, что члены группы называют лидером того, кто много говорит.

Как завоевать статус лидера на совещанияхВ экспериментах Бавелиаса, Хасторфа, Гросса и Китегеланга, который проводился в 1965 году, впервые удалось изменить структуру групп благодаря применению принципов психологии обучения – подкрепления и наказания. Участники эксперимента обсуждали заданную проблему в группах из 4 человек. Когда они обсуждали поставленный вопрос, оценивалась доля их участия в дискуссии. В заключительной фазе каждый участник получал обратную связь о том, насколько его участие в дискуссии было полезным или бесполезным для разработки предложения по решению проблемы.

Обратную связь давал руководитель эксперимента с помощью включения зеленой и красной лампочек. Однако он манипулировал этими сообщениями так, что участники, которые до этого мало участвовала в дискуссии, часто получали положительную обратную связь, в то время как другие получали по большей части отрицательную обратную связь. Результат этого маленького эксперимента был впечатляющим: заметно изменилось поведение участников в процессе коммуникации, которые в первой части эксперимента была неразговорчивыми. Время их говорения увеличилось в 2 раза. В связи с этим изменился их статус в группе. В то время как вначале он был самым низким, после второй дискуссии (благодаря подкреплению со стороны руководителя эксперименты) они имели уже самый высокий статус.

Тот, кто говорит мало, хотя и по существу, имеет самый низкий статус в группе

Следующий результат исследований также наводит на размышления, когда учитывалось не только количество выступлений, сделанных одним человечком, но и их качество. Здесь было доказано, что для группового статуса решающим было именно активное участие в дискуссии, а не качество сказанного. Того, кто много говорит, считают компетентным и способным быть лидером. Что он при этом говорит, не имеет большого значения. Иногда можно даже навредить себе, если делать особенно умные доклады. Самыми неподходящими кандидатами на роль лидера считаются тех, кто говорил мало, хоть и по существу. Лучшие оценки получал тот, кто говорил много и красноречиво.

Этот феномен мы объясним с помощью психологии атрибуции. По частоте включения в дискуссию члены группы судят о мотивации, по качеству – о способностях говорящего. Для членов группы более важной является мотивация потенциального лидера, чем его способности. Люди отклоняют, прежде всего, кандидатуру, которая хотя и имеет способности руководителя, но внешне не интересуется жизнью группы.

Тот, кто боится говорить, находится в самом плохом положении.

В наиболее плохом настроении находятся люКак завоевать статус лидера на совещанияхди, которые чувствует скованность во время дискуссий, боятся говорить, если не уверены, что их доклад интересен и полезен. Из-за своей немногословности, они получают самый низкий статус в группе. Несмотря на то, что их немногочисленные высказывания могут быть весьма содержательны, члены группы считают, что эти люди не очень интересуются проблемами группы. Результаты этих исследований, в общем, вселяют надежду: статус в группе не зафиксирован жестко раз и навсегда, он может меняться. Самое главное избавиться от сдерживающих факторов еще до того, как начнешь говорить, то есть обеспечить время для своего выступления. Тогда группа вознаградит проявленную вовлеченность более высоким статусом.

Хинш Р., Виттманн С. Социальная компетенция/ Пер с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр,  2005

Резензия на книгу «Социальная компетенция»

Оставить комментарий