+38 (067) 401-50-72 +38 (099) 60-30-140 Skype: s-v-ivanov|ivanov@teambuilding.in.ua

Использование принципов социально-психологического тренинга (СПТ) в Веревочном курсе

/, Теория для тренера/Использование принципов социально-психологического тренинга (СПТ) в Веревочном курсе

Веревочный курс я отношу к частному случаю социально-психологического тренинга (СПТ). Основная цель СПТ — повышение компетентности в общении. Задачи, которые, в основном, ставятся на тренинг «Веревочный курс» связаны с командным духом и/или с развитием командных навыков. И то, и другое базируется на умении эффективно общаться. Поэтому при проведении тренинга, я опираюсь на методологию и принципы  социально-психологического тренинга (СПТ). Эти принципы я опишу с точки зрения применения к «Веревочному курсу»:

Принцип активности реализовывается самой спецификой программы, так как тренинг команды предусматривает, что вся команда принимает участие в процессе. Случаются ситуации, когда участники не могут выполнять упражнения в силу объективных ограничений. У меня проходили участники с тяжелыми травмами спины, женщины на 8-9 месяце беременности, дети,  начиная с 6-летнего возраста, а максимальный возраст участницы составлял – 72 года (лидерская программа). В таких ситуациях главное – это гибкость подхода тренера, его возможность менять себя, свое отношения и подстраиваться под реалии.

Принцип исследовательской творческой позиции участников группы, реализовывается характерной проблематикой упражнений. На первый взгляд они часто кажутся детскими и легко выполнимыми. В таком случае первые неудачи становятся определенным вызовом для каждого, что автоматически приводит к включению участников в работу команды. В случае, если упражнение кажется невозможным, опять таки включается азарт и желание сделать невозможное.

Принцип объективации поведения реализовывается с помощью специфической работы тренера, как, например, акцент на я-послании во время рефлексии. Неформальная обстановка, работа с невербальной коммуникацией и пространством позволяют тренеру создать обстановку близости между участниками. Существующая структура группы становится менее жесткой, что позволяет более откровенно описывать проявления других участников.

За счет создания ситуаций, в которых нет однозначного решения, искусственной смены ролей при выполнении упражнения, тренер стимулирует повышенный групповой познавательный процесс. Теперь, когда нет однозначно правых и однозначно неправых, наступает время выслушать все точки зрения и принять решение, которое максимально соответствует поставленной цели.

Характер упражнений веревочного курса таков, что сильные стороны участника в другом упражнении могут превратиться в его слабости. Мужчина весом в 90 килограмм, передающий хрупких девушек, может оказаться «слабым звеном» при прохождении упражнения «вертикальная паутина». Таким образом реализовывается принцип партнерского общения. Участники понимают, что недостаток легко может стать ресурсом в иной ситуации, поэтому необходимо учитывать интересы, чувства другого человека, признавать его мнение и личность.

Принцип безопасности является ключевым во время проведения всей программы. Причем, кроме психологического аспекта, традиционного для СПТ, в веревочном курсе весьма важным является аспект физический.

Единственный специфический принцип веревочного курса, который не присутствует в социально-психологическом тренинге – это принцип отсутствия соревновательности. Очень важно, чтобы все происходящее не воспринималось как соревнование с другой командой. Основой соревнования является обычно установка выиграть (не проиграть). Если участники не сравнивают себя с другими командами, они могут сконцентрироваться на достижении 100% результата, а не «кто быстрее». Это в первую очередь – возможность работать над повышением личной эффективности и эффективности командного взаимодействия.

Оставить комментарий