О том, как сохранить всех и все в целости и сохранности
Безопасность – сохранение жизни и здоровья участников, организаторов и других людей, присутствующих на площадке. А также целостностость и сохранность снаряжения.
Мы разделяем безопасность на 2 больших категории:
Физическая безопасность, которая включает сохранение жизни и здоровья участников; снаряжения и оборудования. Сюда мы включили набор принципов, которыми мы руководствуемся во время проведения игры. Если честно, список сильно преувеличен, он предназначен для активных игр с буйными группами. Однако мы предполагаем, что в практике, Вы встретите и такое. Именно поэтому мы выдаем принципы «с запасом»:
- Свободные руки. При проведении активных игр ведущий должен быть готов страховать участников. Поэтому ему лучше освободить руки.
- Группа в поле зрения. Ведущему всегда стоит видеть группу. Это правило особенно касается подростков, которые могут в момент перейти к выяснению отношений. Поэтому ведущему стоит контролировать происходящее, пока группа находится в его зоне ответственности
- Личная проверка снаряжения. Ведущему стоит самостоятельно проверить безопасность всего снаряжения, если оно потенциально может травмировать ребенка. И даже если не может.
- Прогнозирование травмоопасности. Перед проведением любой игры стоит предусмотреть те зоны и участки, которые могут обернуться травмами для участников.
- Тщательное изучение профиля упражнения. Профилем мы называем полное описание упражнения, в котором могут быть указаны участки, на которые стоит обращать внимание в целях безопасности
- Постепенное увеличение опасности упражнения. Более активные и игры стоит ставить в середине программы, когда группа еще не успела устать и все еще слушается ведущего, которые может предостеречь от необдуманных действий.
- Сдерживание эмоционального накала. Уменьшайте градус напряжения участников. В сердцах можно потерять бдительность и натворить много дел. Если Вы не уверены в безопасности происходящего – лучше снижать накал страстей.
- Отслеживание опасных зон (углы, скользкие поверхности, острые, неустойчивые предметы, горячее, стеклянное, линии обстрела)
- Предпочтение – более мягкому покрытию. Мягкие карематы – предпочтительны для игры, чем асфальт.
- Особое внимание опасным предметам (спички, ударно-дробящее, колюще-режущее, письменные принадлежности… ), если таковые используются в игре.
Психологическая безопасность. Более тонкая составляющая обеспечения безопасности. Под психологической безопасностью мы понимание сохранение внутреннего мира участников в состоянии более дееспособном, чем до начала программы. В некоторых ситуациях группа может уйти с программы злой, рассерженной, усталой и обиженной. Это плохо, но не смертельно, поскольку вышеперечисленные состояния могут быть полезны с точки зрения достижения учебной задачи. Хуже, когда участники теряют дееспособность, они начинают хуже ориентироваться в реалиях мира, принимают ценности, которые неэкологичны или нереальны, когда в группе возникает и прогрессирует внутренний конфликт, рожденный в ходе программы.
Именно поэтому мы даем следующие рекомендации по психологической безопасности участников и самого ведущего:
- Рефлексия после игры. Если у Вас есть хоть малейшие подозрения, игра затронула внутренние струны участник, проведите рефлексию, дайте ему возможность высказаться
- Выход из программы. Вам тоже нужно поберечь себя, поэтому предусмотрите для себя механизмы выхода из программы, эмоционального отреагирования происходящего
- Не навреди. Главный принцип нашей работы. Если у Вас нет уверенности, что Вы справитесь с группой, лучше снизить уровень напряжения.
- Сохранение групповой целостности и идентичности. Даже если Вам необходимо снизить уровень сплоченности и запустить динамические процессы, Вы должны к концу программы вернуть группе целостность, чтобы не создавать угрозы ее существованию вне программы.
- Моя работа – самая лучшая. Относитесь с некоторым скепсисом к замечаниям и претензией со стороны заказчиков и участников. Это позволит сохранить внутренний стержень в ситуациях разногласий и при этом...
- Всегда помните о целях и задачах, которые заявил заказчик и участники программы. Таким образом, Вы оправдываете свою роль в группе, структурируете время ее жизни.
- Отслеживайте корректность обратной связи. Следите за обратной связью, которую предоставляете Вы сами и неуклонно вводите правила обратной связи в работу группы. Таким образом Вы сможете сделать работу группы более щадящей для участников.
- Поддерживайте безоценочность суждений, проговаривая мнений вместо констатации фактов.
- Избегайте обсуждения недостатков конкретного человека. Вместо этого старайтесь акцентировать внимание на те аспекты личности, которые могут быть изменены и исправлены самим участником.
- Сохранять умеренную конкуренцию, либо обходитесь без нее.
- Старайтесь не сравнивать с группу с другими группами, это запускает конкуренцию, нарушает атмосферу закрытости, а в некоторой мере и безопасности всего происходящего в группе.
- Избегайте запрещенных тем (политика, религия, наркотики, война, профессии, другие социально-опасные темы)
- Старайтесь переводить неконструктивные конфликты в более конструктивный формы.
- Участник имеет право делать так, как он считает нужным, наш инструмент – вопрос, просьба, договоренность, манипуляция. Ни в коем случае не силовое давление, способное разрушить атмосферу принятия и безопасности в группе.