Мой реферат, написанный для Школы Тренеров Киевской Ассоциации Практикующих Психологов и Психотерапевтов (КАППП)
Факторы влияющие на групповую динамику
Введение
По мнению Дружинина [2], вне зависимости от теоретических предпочтений (бихевиорального, утилитарного, гуманистического и т.п.) и исповедуемого метода обучения каждый тренер в той или иной степени управляет развитием группового процесса, обеспечивая определенную специфику и качество группового взаимодействия, что является одной из его основных функций. Знание этапов развития группы позволяет более оптимально выстроить процесс усвоения содержательной части. В варианте социально-психологического тренинга (далее СПТ) навык эффективной работы не только на содержательном, но и на процессуальном уровне является обязательным.
И этот реферат является результатом проработки материала по интересующей меня теме «групповой динамики».
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в одном из американских научных журналов в 1939 году. По определению этого ученого, групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. В результате многолетних исследований групповых процессов были выявлены некоторые общие закономерности функционирования и развития групп различной направленности. Эти закономерности составляют теоретическую базу любой групповой работы.
В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу [6].
Групповая динамика (от греч. dynamis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Г. д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т. е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. В отдельных случаях термин «Г. д.» используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.
В понятие групповой динамики входят основные элементы:
- цели группы;
- нормы группы;
- позиция ведущего;
- структура группы;
- сплоченность группы;
- групповое напряжение;
- фазы развития группы.