Факторы влияющие на групповую динамику

Для эффективного управления группой руководителю необходимо знать переменные, влияющие на групповой процесс.

На индивидуальном уровне воздействия на группу влияют:

  • возраст членов группы;
  • пол;
  • уровень образованности;
  • индивидуально-психологические особенности;
  • социально-экономический статус;

На групповом:

  • размер группы;
  • состав группы.

Возраст человека

До сих пор считалось доказанным, что интенсивность интеграции человека в группу зависит от его возраста. Большая включенность в группу является результатом развития познавательных способностей, высокой частоты контактов с людьми, участия в общественной жизни. С возрастом человек начинает более внимательно относится к окружающим, пользуется большим уважением и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей.

Пол человека

На поведение человека в группе оказывает влияние его пол. Было установлено, что в некоторых разнополых группах женщины ведут себя более подавлено по сравнению с мужчинами. Женщины чаще используют визуальный контакт в качестве средства общения, чаще соглашаются с мнением большинства. Но сделать однозначный вывод о подчиненном положении женщин в смешанных группах нельзя, так как отношение к женщинам и их роль в различных обществах и культурах неодинаковое; Степень активности женщин в группе зависит от актуальности для них проблем, целей и задач группы.

Уровень образованности.

На межличностное взаимодействие в группе большое влияние оказывает уровень образованности. В ряде исследований была выявлена положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем. Чем выше интеллектуальный уровень, тем более активен человек в групповом процессе. Интеллектуальный и общеобразовательный уровень оказывают влияние и на конформность. Человек с более высоким интеллектуальным уровнем менее конформен, чем человек с низким интеллектуальным уровнем. Также образованный человек обычно уверен в аккуратности своего высказывания и не испытывает необходимости в поддержке со стороны группы.

Была установлена взаимосвязь между уровнем образованности и лидерством. Чем больше разница в интеллектуальном уровне лидера и других участников, тем выше эффективность групповой деятельности.

Индивидуально-психологические особенности.

Американский исследователь малых групп М. Шоу выделяет пять основных индивидуально-психологических характеристик, влияющих на групповую динамику:

  • ориентация на межличностное общение, которая может быть одобряющей, располагающей и избегающей;
  • отзывчивость;
  • желание доминировать, обычно обусловленное самооценкой человека;
  • зависимость;
  • эмоциональная уравновешенность.

На восприятие человеком людей в группе влияет и уровень самосознания. Чем выше уровень самосознания, тем больше раскрывается человек и тем более полным становится его представление о самом себе.

Социально-экономический статус.

Статус (от лат. – состояние, положения) означает соотносительную (выше, наравне, ниже) позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей.

Различают личный и социальный статус.

Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе.

Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом таких факторов, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт.

Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы.

В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная.

Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Статус члена группы влияет и на степень доверия оказываемого ему другими членами группы.

Размер группы.

Вопрос определения идеального размера группы изучался многими теоретиками управления. Они пришли к выводу, что в группах должно существовать определенное соответствие между размером и степенью участия.

Чем больше группа некоторого определенного размера, тем меньше людей имеют возможность участвовать в ее работе, тем меньше психологическая удовлетворенность от членства в группе: люди с ценными идеями выпадают из поля зрения, трудно вовлечь в участие в работе т.н. «молчаливое большинство».

По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-12 человек;

Для собраний и совещаний – в среднем 8 человек,

Наиболее точные решения принимаются группой в 5-11 человек.

В группах из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах больших или меньших.

По мере увеличения размера группы усложняется

  • достижение соглашения по спорным вопросам;
  • проявляется тенденция разделения группы на подгруппы;
  • происходит рассогласование целей, что приводит к напряженности и конфликтам.

И малые по количеству участников группы имеют серьезные проблемы – например, очень высок может быть накал межличностного общения, напрженности между членами группы.

И большие группы тоже страдают недостатком – мало внимания уделяется каждому участнику группы.

Состав группы

Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что группы, состоящие из непохожих личностей, более эффективны, чем члены группы, члены которых имеют схожие точки зрения.

Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют отмечать лишь отдельные свойства предметов и явлений объективного мира.

Например, кто-то склонен к конкретному восприятию информации, кто-то к абстрактному, кто-то к эмоциональному. Если в группе, принимающей решения, представлены все способы восприятия информации, то вероятность отражения всех сторон проблемы в выбранном варианте решения увеличивается.

В противном случае будет либо слишком абстрактным, либо слишком конкретным, либо слишком эмоциональным.


Литература

1.     Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. –М.: Ось-89, 2001.

2.     Дружинин А.Е., Замулин А.Л. Тренинг продаж. . -СПб.:Речь, 2002.

3.     Рудестам К. Групповая психотерапия. /Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001.

4.     Фопель К. Технология ведения тренинга. — М.: Генезис, 2003.

5.     Фопель К. Эффективный воркшоп. — М.: Генезис, 2003.

6.     Шадура.А. Группа в динамике. Еженедельник «Школьный психолог» №32/2000.

Вернуться к содержанию

Trusted by some of the biggest brands

spaces-logo-white
Тимбилдинг. Офисная регата.
hemisferio-logo-white
cglobal-logo-white
abstract-logo-white

We’re Waiting To Help You

Get in touch with us today and let’s start transforming your business from the ground up.