PBL это сокращение от английских слов: points, badges, leaderboard. Их можно перевести на русский язык как очки, значки и рейтинги.
PBL – это, пожалуй, самый простой и понятный механизм геймификации. Он знаком нам по социальным сетям, форумам, компьютерным играм, KPI в компании.
Р (points) – очки, полученные игроком или командой.
Внутренняя валюта, опыт, баллы – любое количественное отображение прогресса. Очками легче всего измерять измеримые шкалы:
- Сотрудник прочитал статью – 5 очков.
- Сотрудник сделал презентацию – 10 очков.
- Сотрудник выполнил план продаж – 20 очков.
- Сотрудник победил на внутреннем конкурсе идей – 60 очков.
- Сотрудник получил отличные оценки за аттестацию – 100 очков.
Любое действие или поведение, которое желает подкрепить автор геймифицированной системы, может быть отображено в баллах. Количество баллов отражает важность конкретных действий. Чем больше баллов выдается за действие, тем выше его ценность и вероятность повторения игроком.
Умные игроки выясняют, за что награждают в данной игрофицированной системе и стараются заработать максимальное количество баллов при минимальных затратах.
Построение правильной и сбалансированной системы очков, без явных перекосов и «дырок» – весьма амбициозная задача.
В (badges) — значки.
При слове «значки» вспоминается грудь ветерана, перевязь скаута или любой другой модельный ряд.
Значки – это награды за достижения, они вручаются за определенное задание или нескольких типовых заданий. Вы можете получить значок мастера спорта, если пробегаете 100 метров за определенное время, медаль за спасение ребенка из огня или Оскар за вклад в киноискусство.
Значки могут быть различного номинала, степени, цвета, что отражает различный статус, важность.
Значки, пожалуй, являются более элегантным элементом геймификации, чем очки. Они дают большую свободу часто имеют визуальное оформление, которое радует глаз, указывает на конкретное достижение участника.
L (leaderboard) — рейтинг лидеров.
Он отражает место участников в условной, созданной организаторами, иерархии и базируется на достижениях (значки) либо количеству полученных очков. Чем больше очков получено, тем выше находится участник в иерархии.
Рейтинг лидеров – очень мощный механизм игрофикации. Он запускает процессы конкуренции, подстегивает участников к борьбе за место под солнцем. Q12
Опытные организаторы советуют разделять рейтинги лидеров по категориям или лигам. Так чтобы молодые и малоопытные участники сражались в своей весовой категории, а признанные метры – с другими динозаврами игрофицированной системы. Таким образом, перед каждым участников висит его персональная морковка – возможность перегнать игроков, идущих выше по рейтингу.
Как правило, рейтинг лидеров – это бесконечная игра. Игрок должен завоевывать место под солнцем, постепенно набирать опыт, двигаться по рейтингу. В конце-концов он может стать лидером, номер 1 рейтинга. После этого, остается лишь отбиваться от претендентов. Всегда.
В следующей статье мы рассмотрим как PBL модна внедрить в корпоративную игрофицированную систему.