+38 (067) 401-50-72 +38 (099) 60-30-140 Skype: s-v-ivanov|ivanov@teambuilding.in.ua

Бизнес как Экспедиция

//Бизнес как Экспедиция

Великолепная книжка Александра Кравцова – Бизнес как экспедиция.  ТАКИЕ книги – редкость, и здорово что они приходят. Книга точно не предназначена для одноразового чтения.

Хотел в заметке написать, что я почерпнул полезного/интересного, и понял, что для это, придется книгу полностью перепечатать.

Харизма автора льется из книги :smile:. Она сильно заряжает, дает хлебнуть воздуха ДРУГОГО бизнеса.

Меня книга заинтересовала и как человека, и как бизнесмена, и как тренера/консультанта по работе с командой.

Как возникает знамя полка

Возможно, главным конкурентным преимуществом современных компаний (а также спортивных и военных команд и вообще любых проектных групп) является идеология. Все остальное поддается аутсорсингу. Явная, сформулированная, официально принятая либо неявная, но все равно ежедневно используемая — идеология у группы есть всегда. И чем ближе сходятся официальная и неофициальная идеологии, тем жизнеспособнее коллектив (вероятно, это касается и страны).

Из близости явной и неявной систем координат следуют экстраординарные возможности. Например, можно не тратить ресурсы на контроль людей по воровству — они либо не воруют, либо тех, кто ворует, выдавливает внутренний социум компании.

Или группа вдруг приобретает коллективное самосознание, понимание того, куда надо и куда не надо лететь твоей стае. Самосознание, превышающее каждого из нас индивидуально, включая лидера.

Не столько люди, сколько их сочетания

Когда капитан утвержден либо когда вы отвели его роль себе, начинается самое интересное: набор и подгонка команды (хотя мне больше нравится слово «группа»). В дискуссии, кого лучше выбирать — профессионалов или правильных людей — правды нет. Я бы сказал, что важнее не люди, а их комбинации. Конечно, узкие нишевые профессионалы необходимы, но тон обычно задают не они.

И еще про количество членов группы — мне нравится, когда их шестеро. Причем как минимум должна быть одна женщина либо как минимум один мужчина. Мы пробовали разные числа и разные пропорции, но именно шесть человек показывали наиболее устойчивые положительные результаты.

Критически важным моментом является построение отношений между лидером и командой. От этого зависят и жизнеспособность, и потенциальная «звездность» будущих предприятий.

Как сэкономить  время и деньги

Когда появляется кандидат, нужно в короткие сроки понять, насколько вы друг в друге не обманываетесь. Лучший способ — прожить какой-то период жизни вместе. В экспедиции мы чаще всего делаем это на «полянах» — сессионных лесных мобильных офисах — либо на плотах. Но и обычная совместная командировка тоже подходит.

Один из элементов нашей коварной кадровой технологии в том, что человека видно и днем и ночью, трезвым и не очень, глазами своими и своих товарищей. Два-три дня такой поездки могут сэкономить год необоснованных ожиданий и предотвратить пустую трату инвестиций. А еще таким образом выращивается коллективная ответственность группы. Вы же тоже на него смотрели.

Не за деньги

В  России люди не работают за деньги. В лучшем случае ходят на работу и делают вид, что трудятся. За что же они работают?

За уважение их как личностей, доверие, заботу со стороны руководства компании или причастность к великой идее — например, построить первый новый город в этом тысячелетии. Еще за среду идентичных себе товарищей, собственное ускоренное развитие и повышение личной конкурентоспособности. Если говорить о нас — еще за возможность посмотреть мир и, наконец, за атмосферу флирта в офисах и на полянах.

Деньги, конечно, тоже в этом списке есть. Думаю, они месте на четвертом-пятом.

Распределение финансовой добычи очень важно для правильной атмосферы в коллективе. Помните старое пиратское правило: половину добычи капитану, половину команде? И тут есть несколько важных моментов.

Самый важный: распределение должно восприниматься всеми участниками процесса как максимально справедливое. Это, конечно, нелегко — каждый склонен переоценивать свой вклад. Но никто и не обещал, что будет легко!

Компания, с моей точки зрения, обязана часть прибыли отдавать сотрудникам, поскольку они отдают компании часть своей жизни. Речь как минимум о тех людях, прощаться с которыми завтра вы не собираетесь.

Каждый член экипажа должен знать: если у ладьи будет прибыль — часть ему полагается. Понятно, что чем меньше в экипаже людей, тем больше часть, причитающаяся каждому. Поэтому чистая прибыль на одного работающего — главный экономический показатель «Руяна» в течение многих лет.

Соотношение между фиксированной оплатой и частью прибыли, выплачиваемой как премиальные, мне кажется оптимальным как 1:1. Периодичность выплат — раз в месяц. Я пробовал и раз в полгода, и раз в квартал, и по результатам года. Лучше премиальных раз в месяц (если есть прибыль), думаю, ничего не работает.

И последнее. Я полагаю, в рамках одного коллектива разница между самым большим и самым маленьким заработком не должна быть выше чем в 5 раз. То есть если нижняя планка дохода — 40 тысяч рублей в месяц, верхняя не может быть больше 200, и наоборот. Мы подсмотрели этот коэффициент на примере Финляндии, Швеции и Новой Зеландии. А это наиболее конкурентоспособные мировые экономики. Эту практику мы используем уже много лет и результатом довольны.

Недавно в бундесвере было проведено исследование: какие мотивы могут заставить современных немецких солдат идти под пули? Было два предположения: большие деньги или Германия. Оба не подтвердились. Зато был обнаружен главный мотив: неудобно не поддержать товарищей, выскочивших из окопа.

Бюджетирование энергетик

И тогда я решил, что бюджетировать нужно не деньги, а рабочее время первых лиц.

Мы взяли планы по прибыли на год, поделили их на недели, дни и рабочие часы. Косвенным эффектом стал ответ на вопрос, за какую минимальную цену первое лицо имеет право тратить свое время. А главным результатом стало осознание стоимости своего рабочего года — как прошлого, так и текущего. Это позволило составить личный план каждого по динамике роста этой цены в будущем.

Для меня квинтэссенцией маркетинга «Экспедиции» стал абзац:

Отличие «Экспедиции» от других брендов заключается в подлинности. Это продукты без генной модификации в ресторанах, пережитые испытания, реальная проверка снаряжения во время путешествий. А еще возможность для любого человека своими руками прикоснуться к легенде.

Эволюция «Руяна» в создании брендов  проходит от товаров к образу жизни, а от образа жизни — к формированию среды обитания.

МЕГА-проект – создание Руян-города. Каждое слово его манифеста отзывается в душе…

OZON.ru - Книги | Бизнес как экспедиция. Честные истории для героев и волшебниц | Александр Кравцов | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-902597-89-6 OZON.ru — Книги | Бизнес как экспедиция. Честные истории для героев и волшебниц | Александр Кравцов | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-902597-89-6

Один комментарий

  1. Влад 20.11.2012 в 21:55 - Ответить

    Спасибо огромное за рекомендацию! наконец-то прочел книгу. Действительно супер! на одном дыхании читается.

Оставить комментарий