БИЗНЕС №22 (1113) от 02.06.2014
Поговаривают, что командообразующие тренинги часто имеют обратный эффект, когда вместо сплочения между сотрудниками возникает отчуждение. На Западе этот инструмент корпоративного менеджмента все чаще приобретает нестандартные формы: командообразующие тренинги можно встретить то в виде кулинарных курсов, то в виде мастер-классов по изготовлению ледяных скульптур, а то и вовсе в виде уроков фехтования (см. “Кушать подано”).
Мол, такая коллективная работа гораздо эффективнее. Украинские эксперты в этом сомневаются. БИЗНЕС разузнал, почему тренинги в формате веселых мероприятий не влияют на эффективность работы команды после них, вследствие чего в коллективе по окончании занятий может возникнуть напряжение, и как этого избежать.
Толкова толока
Кто ж поспорит, что в условиях политической и экономической нестабильности сплоченный, дружный коллектив — это опора, поддержка и отдушина. Хорошо тем компаниям, которые успели такой сформировать.
“Сейчас, в условиях кризиса, виднее неудачи тех команд, которые так и не выработали навыки совместной работы, не сформировали корпоративное “мы”, не выстроили эффективное взаимодействие на основе четкого распределения ролей”, — говорит Павел Смоловик, директор по работе с персоналом компании Ericsson в Украине (г.Киев; коммуникационные технологии и услуги связи; с 1995 г.; около 200 чел.).
Впрочем, “строить команду” никогда не поздно. Даже несмотря на то, что экономическая ситуация этому не способствует. Поэтому, хотя все эксперты и отмечают сокращение расходов на командообразующие мероприятия, компании, нуждающиеся в подобных услугах, никуда не делись.
Вот только если раньше они предпочитали поразить воображение и “удивить крутизной”, признался Александр Ладыгин, руководитель департамента тренинга “Гештальт Консалтинг Груп” (г.Киев; организация и проведение тренингов, консалтинговые услуги, конференц-сервис; с 1994 г.; 25 чел.), то теперь все хотят, чтобы было весело, интересно и… с пользой для общества.
Социальная ориентированность подобных проектов — одна из тенденций на рынке тренинговых услуг. А как же популярные за границей мероприятия, блещущие креативом и отличающиеся нестандартным подходом? “Это может быть интересно компаниям, которые часто проводят тренинги для своих сотрудников, — говорит Сергей Иванов, руководитель Школы тимбилдинга (г.Киев; с 2011 г.; 26 чел.). — Да, уроки фехтования — это весело. Но влияют ли они на эффективность работы коллектива? Такие веселые мероприятия, скорее, способствуют укреплению корпоративного духа. Они не развивают навыков, помогающих качественно работать в команде”. Согласен с коллегой и Сергей Чумаченко, директор компании Team Expert (г.Киев; тренинговые услуги; с 2006 г.; 5 чел).
По его словам, в Украине кулинарные курсы точно не являются фаворитами среди командообразующих мероприятий. Часто заказчики предпочитают комплексные решения: собственно тренинг как передача знаний и навыков плюс развлекательная часть. Как пример, мероприятие, объединяющее командный квест (в помещении или на открытом воздухе) и творческую программу, в которой наряду с профессиональными актерами, режиссерами, вокалистами будут задействованы участники тренинга.
Измерительный прибор
Предпочитающие скрупулезно подсчитывать деньги компании хотят иметь представление о том, что получат “на выходе”. Иными словами, подсчитать эффективность вложенных в тренинг средств. Сергей Иванов рекомендует для этого составлять перечень задач, которые по результатам занятий должны быть решены в реальном бизнесе.
“В перспективе, спустя один-три месяца после мероприятия, полезно провести грамотный анализ, например, текучести персонала, изменения отношений в коллективе к руководителям подразделений, социометрические исследования”, — добавляет Александр Ладыгин.
А вот сиюминутный эффект от тренинга можно заметить по реакциям и поведению его участников. Их даже имеет смысл зафиксировать: провести небольшое анкетирование с отзывами и пожеланиями. Наталья Зуб, вице-президент по HR и рекрутингу компании Innovecs (г.Киев; разработка программного обеспечения; с 2011 г.; 200 чел.), советует проводить такие опросы как можно раньше после тимбилдинга, лучше на следующий же день, пока в коллективе еще активно обсуждается прошедшее мероприятие: “Не стоит забывать также о комментариях и отзывах в социальных сетях. Сейчас все делятся своими эмоциями там, обсуждают, выкладывают фотографии. Социальные сети стали еще одним хорошим инструментом для измерения удовлетворенности тимбилдингом. Лично для меня очень важен фактор “эха”. Чем дольше после мероприятия о нем говорят, тем удачнее оно было организовано и тем лучше подобран формат”.
Нет сплочения
А вот о негативных впечатлениях от командообразующих занятий становится известно, как правило, незамедлительно. Особенно в тех случаях, когда их участники расходятся по домам не с родившимся чувством локтя товарища, а совсем наоборот. По мнению участников рынка, чаще всего виной тому — непрофессионализм тренера и неуверенность в целесообразности проведения тренинга его заказчика.
Сергей Иванов напоминает, что тимбилдинг — это еще и своего рода отдых. Нужно, как минимум, четко представлять, для кого он организовывается. Если для топ-менеджеров, занимающихся преимущественно интеллектуальным трудом в стрессовых условиях, то отвлечься и переключиться им помогут коллективные занятия с любыми физическими нагрузками.
“Но, скажем, работников склада, чей труд и так физически тяжел, едва ли приведут в восторг командные тренинги с нагрузками. Скорее всего, в отчете вы получите бурю возмущения: мол, зря потратили деньги, лучше бы нам отдали, мы бы нашли им применение”, — поясняет г-н Иванов. К сожалению, многие, отнюдь не самые профессиональные тренеры часто оперируют стандартным набором инструментов и методик, который они предлагают всем и под любую задачу.
Вот и прыгает у них не самая изящная 50-летняя бухгалтер Марина Степановна по веревочным лестницам, разумеется, предвкушая незабываемые воспоминания и культивируя глубоко в душе легкую неприязнь к руководству, устроившему ей такой тимбилдинг. Поэтому г-жа Зуб рекомендует: прежде чем организовывать какую-либо командообразующую встречу, четко разложить по полочкам:
-
кто станет ее участником (средний возраст, пол, занятия, увлечения и т.п.);
-
каковы основы корпоративной культуры компании, для которой она разрабатывается.
И предлагать уже только то, что так или иначе вписывается в эту культуру и соответствует среднестатистическому портрету участников. “Если, допустим, основная масса сотрудников компании — ярко выраженные интроверты, а мы их заставим петь в караоке, вряд ли наше предложение встретят бурей восторга”, — резюмирует она.
В идеале же, лучше спросить потенциальных “строителей” команды, чем бы они хотели заняться в рамках тренинга. И еще один нюанс. “Сотрудников нужно готовить к тимбилдингу, объяснять цель его проведения. И каждый участник должен не только понимать эту цель, но и знать наверняка, чем лично для него полезно это мероприятие”, — добавляет г-н Смоловик.
Кушать подано
25 менеджеров из разных офисов американской компании Thermo Fisher Scientific (г.Уолтем, штат Массачусетс; производство лабораторного оборудования; с 2006 г.) приняли участие в недельном кулинарном тренинге. В первый день их разделили на пять команд, каждая из которых должна была приготовить к ужину либо закуску, либо основное блюдо, либо десерт.
Поваров ограничили во времени, выдали им ингредиенты, но не дали никаких рецептов. Главной задачей, стоявшей перед участниками тренинга, было научиться понимать друг друга и слаженно работать в предлагаемых обстоятельствах. Совместный труд помог каждому проявить себя, и коллеги увидели, кто как работает в команде, умеет ли делегировать полномочия, прислушивается ли к советам и оказывает ли помощь при необходимости.
Оригинал статьи — http://www.business.ua/articles/trends/Band_formirovanie-69101/