Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. — Питер, 2013. — 384 с.

Как было верно подмечено в рецензии на книгу – она является одним из лучших книг по менеджменту написанных за последние 2 десятилетия. В целом, излагается взгляд автора на проблему функционирования корпораций с точки зрения теории систем совмещенного с его оригинальной концепцией.

Ицхак Калдерон Адизес предлагает рассматривать, что предназначение любой формы организационного руководства – менеджмента, лидерства, воспитание детей или управление государством, это  решение сегодняшних проблем и подготовка к завтрашним.

Адизес - Управление жизненным циклом корпорации

Поэтому приводятся такие тезисы по поводу изменений и их последствий, а также связи с жизненным циклом развития организации:

  • Проблемы возникают из-за дезинтеграции, вызванной разными скоростями  изменений в системе.
  • Большинство проблем  имеют общие причины и появляются в предсказуемой манере.
  • Каждая система имеет свой жизненный цикл, поэтому системы следуют предсказуемым моделям поведения.
  • На каждом этапе цикла системы обнаруживают определенные трудности или временные проблемы, с которыми они должны справиться. Возникают «нормальные проблемы» соответствующие этапу цикла, и «аномальные проблемы», которые мешают развитию системы.
  • И роль лидера на любом уровне заключается в том, чтобы обеспечивать непрерывность изменений, и в тоже время сохранять единство и целостность организации.

 Жизненный цикл корпорации, как и всякой системы, имеет несколько этапов. Адизес предпочитает сравнивать его с процессом развития человека. Процесс «Ухаживания» предшествует рождению человека. В вопросе организационного развития, это означает процесс вынашивания идей, их обдумывания и планирования. На этом этапе лидер будущей организации должен  утвердиться в своем желании заниматься проектом. Затем последовательно идут собственно процессы развития:

  • «Младенчество», когда организация постоянно испытывает нехватку ресурсов, и соответственно, все ее силы направлены на их добычу.
  • Этап «Давай-давай», когда уже есть первые результаты, организация доказала свое право на существование и пытается активно позиционировать себя, продать свой продукт. При этом наблюдается постоянное метание от проекта к проекту, от продукта к продукту, связанное со страхами предыдущего этапа. Организация боится остаться совсем без ресурсов и поэтому принимается за любые проекты, которые могут стать продуктивными.
  • Затем следует этап «Юности». Организация, как и человек, стала достаточно взрослой, чтобы понимать свои потребности, однако она не обладает существенным опытом, структурой жизни, поэтому многие действия происходят на уровне проб и ошибок.
  • Этап «Расцвета» характеризуется относительно развитыми и, что самое главное сбалансированными потребностями и возможностями.
  • Этап «Стабильности». Благодаря грамотному менеджменту организация находится в зените своей славы, состоянии максимальной (относительной) эффективности. Однако этот этап также является началом падения, поскольку создается угроза почивания на собственных лаврах и постепенному переходу к состоянию упадка.
  • Этап «Аристократизма» – проблем в организации нет (именно так считает ее менеджмент), вместо этого есть много ресурсов, которым по причине слабого развития предпринимательской жилки организация не может найти применения.
  • Этап «Охота на ведьм» – этап поиска виновных. Если что-то делается не так, значит кто-то виноват. К сожалению, на этом этапе виноватым становится тот, кто делает организации больнее всего, а это часто оказывается человек (или отдел), ответственный за изменения. (Как известно, существует термин дискомфорта усилий).
  • Этап «Бюрократизма» – сотрудники и руководство занято перекладыванием бумажек и выполнением процедур, которые, как известно сами по себе ничего не стоят без конкретного, произведенного продукта.
  • Этап «Смерти».

 Жизненный цикл корпорации

Этапы жизни организации выступают одной из шкал, второй является стиль менеджмента или даже вернее будет сказать характер процессов, которые присутствуют в организации. Так есть 4 типа процессов:

  • Р – управление, удовлетворение потребности клиента.
  • А – администрирование – наложение структуры компании  на происходящие процессы.
  • Е – предпринимательство – способность предвидеть развитие ситуации и изменить в настоящим свое поведение так, чтобы максимально приспособиться к изменениям.
  • І – интеграция, то есть способность перейти к органической структуре и выполнению всех трех вышеперечисленных функции.

На каждом жизненном этапе организации в той или иной мере присутствуют все эти процессы (кроме состояний упадка). Именно от степени их согласованности друг с другом и зависит текущее состояние организации. Другими словами, на каждом этапе развития организации должен быть свой преобладающий стиль управления.

Также в книге автор дает краткую рекомендацию по работе с организациями, которые находятся на разных этапах развития, рецепты, которые помогли бы решить те или иные типичные проблемы.

Книга производит впечатление труда, к которому очень долго шли методом проб и ошибок. Методология заслуживает очень внимательного знакомства, хотя, в книге какой-либо методологии, алгоритмов и так далее мною найдено не было. Чтобы успешно применять систему ее нужно понимать, в противном случае, как пишет автор возможно множество интерпретаций каждым, кто на данный момент эту книгу читает.

По сути дела дается толковая система и ее описание. Для того, чтобы в ней стать экспертом необходимо, как минимум, хорошо понимать теорию систем. Тогда, возникает по крайней мере, минимальная возможность что-либо сделать. При этом всем автор сам неоднократно указывает на свои ошибки, допущенные в предыдущем издании. То есть он сам говорит – моя система постоянно изменяется. То, что правильно сегодня, может быть не совсем правильно завтра. Поэтому книга рекомендуется мной для прочтения и применения в рамках своей организации, где все опыты будут производится исключительно на собственном опыте. В противном случае возможны непредвиденные обстоятельства.

Хотелось бы еще раз выразить искреннюю благодарность автору за интересную методику и расширение кругозора в области организационного развития.

Вывод: книгу необходимо иметь в своей библиотеке, и она должна быть прочитана не один раз.

Книга «Управление жизненным циклом корпораций» Ицхак Кальдерон Адизес - купить на OZON.ru Книга «Управление жизненным циклом корпораций» Ицхак Кальдерон Адизес — купить на OZON.ru

Trusted by some of the biggest brands

spaces-logo-white
Тимбилдинг. Офисная регата.
hemisferio-logo-white
cglobal-logo-white
abstract-logo-white

We’re Waiting To Help You

Get in touch with us today and let’s start transforming your business from the ground up.